«Удача любит подготовленных»: один день из жизни охотника
Охотник со стажем рассказал, о каком автомобиле мечтает, что может пригодиться в лесу на морозе, как правильно подготовиться и собраться
Бывает, знакомишься с человеком, и вроде у него стандартная жизнь: дом, работа, друзья. А потом узнаешь, что увлечения у него совсем необычные. Михаил высокий, модный, у него современная стрижка и популярная музыка в телефоне. Ему 33 года, и 24 из них он занимается охотой.
С детства отец брал его с собой в лес. В 9 лет он впервые побывал на охоте, с тех пор это мужское хобби – неотъемлемая часть его жизни. По будням он обычный городской житель: общается с людьми, подписывает рабочие документы, ходит на свидания, по магазинам, совершает бытовые дела. А в выходные он человек природы, никакой цивилизации: лес, звери, тишина. Как удается совместить две такие разные части жизни в одну?

Михаил сразу располагает к себе: он уверенно общается, интеллигентно шутит, лицо гладко выбрито, и ботинки сияют от чистоты. Стереотипный образ охотника моментально рушится. Никаких ругательных слов и сального юмора, никаких баек в духе «стреляю белке со ста метров в глаз», никакого алкоголя и непричесанной бороды.

Его рассказы об охоте сдержанные и рациональные. И такой же его подход к жизни. Сейчас одна из его целей – купить автомобиль. Но такой, на котором будет комфортно ежедневно передвигаться по городу и при этом, не задумываясь, отправиться на охоту в глухие кировские места.

Я за рулем с 18 лет. Мое отношение к автомобилю раньше было таким: главное - проходимость, а внешний вид и комфорт вторичны. В городе можно обойтись без излишеств, но вот в условиях бездорожья без определенных требований, таких как высокий клиренс и полный привод, не обойтись. Два автомобиля не каждый себе позволит, так что приходилось выбирать в пользу удобства. Ну и особенным я в этом плане не был: охотники, рыбаки и прочие любители активного загородного отдыха почти всегда берут «Ниву» или УАЗ.

Сейчас, изучив рынок внедорожных автомобилей, удивился, как изменилось авто после фейслифтинга. Посмотрел фото «Нивы Трэвел»: внешне машина просто сказка. После сурового стиля первых поколений автомобиль смотрится очень выигрышно. Облик современный, фары хитро прищуренные – непривычно после моего лупоглазого аскета «Шевинивы». На этом автомобиле не стыдно разъезжать по городу, да и девушка будет в восторге от такого представительного авто.
LADA Niva Travel
Решил - надо пробовать! Еду в салон. Приятности начались сразу: мне предложили luxe off-road версию, в белом цвете. Вживую выглядит так же внушительно, как на сайте. Заполнил бланк и через пять минут я за рулем чистого, новенького автомобиля. В салоне предупредил, что буду проверять за городом по полной, но менеджеров это не напугало, скорее, наоборот – воодушевило.
Иду к своей машине – перегружаю вещи. Багажник у «Нивы Трэвел» небольшой, но все входит, в том числе ружья и снаряжение. При желании можно сложить задние сиденья как полностью, так и в соотношении 40х60, тогда места хватит полквартиры вывезти. Сборка отличная: зазоры между деталями равномерные, лакокрасочное покрытие без дефектов.
Сажусь в салон – сиденье максимально комфортно, есть поясничная поддержка, обогрев, подлокотники, подстаканники – в общем, все, как в хорошем городском автомобиле. Мой рост 190 см, регулирую сиденье по высоте, руль по наклону – посадка хорошая. Рассматриваю детали, хочется все потрогать, понажимать – выглядит достойно. Самое первое, что бросается в глаза, – бортовой компьютер с сенсорным экраном. Расположен максимально удачно, там, где мы обычно крепим на держатель смартфон. Не нужно утыкаться взглядом вниз, но при этом он не мешает обзору, размер экрана 7'' – то, что нужно.
Пока рассматриваю детали, с лобового стекла уходит иней – есть обогрев. Для тех, кто привык к скребку и щетке, – просто кайф. Уровень бензина на максимуме, вместимость топливного бака – 58 литров.
Проезжая по городу, ловлю заинтересованные взгляды водителей. Выезжаю на трассу и понимаю, что непривычно тихо, значит, шумоизоляция в порядке. Слушаю радио. В салоне никаких посторонних звуков: ничего не щелкает, не скрипит. Еду под впечатлением. По сравнению с предыдущей моей «Шевроле Нивой» 2013 года, отличия по внешнему виду и комфорту существенные. Можно было бы пожаловаться, что нет мульти-руля, но это уж совсем роскошь.

По дороге приходит азарт, не хочется ждать, сворачиваю на первую же лесную тропу. Съезд крутой, снега сантиметров 40. Перехожу на пониженную передачу и включаю блокировку межосевого дифференциала. Автомобиль едет уверенно, без единого намека на то, чтобы застрять. Разворачиваюсь прямо посреди леса, выезжаю без проблем. В общем, первые испытания прошли успешно. Еду дальше, нужно что-то посерьезнее.
Ловлю себя на чувстве, что машину хочется поберечь: новенькая, с идеально белым покрытием, выглядит слишком дорого, чтобы ее безжалостно эксплуатировать. Но вспоминаю воодушевление менеджеров и решаю, что нужна хорошая проверка на прочность. Охота – вещь сезонная. Свою старую машину особо не жалел: прошел на ней и огонь и воду. Для охотников бездорожье – обычная история. Бывает, и вброд нужно ехать, и по глине раскисшей, и по рыхлому песку. Вот сейчас проверка по пухляку.
Охота - это тщательно спланированный процесс, на удачу тут надеяться бесполезно. Уезжаешь на целый день или на все выходные. Нужно все предусмотреть. Это не просто встал утром в субботу и поехал в лес. Тут целый процесс: начиная от получения разрешения и подготовки снаряжения и заканчивая выбором места. Был случай, когда я поторопился, загрузил в машину все, не глядя. Приехал на место, и оказалось, что ружье взял одно, а патроны для другого, калибры которых отличаются между собой. Было смешно и обидно. Теперь подхожу более ответственно к сборам. Нужно быть готовым ко всему.

В голове список необходимого: от стандартных бытовых вещей до профессионального снаряжения. Тем более что часто знакомые и не только просятся на охоту. Бывает, что люди планируют мероприятие за полгода-год вперед – это, в основном, иностранцы. Вот они приезжают, а на улице минус 25. Тогда нужно их прежде всего одеждой снабдить. Охота все равно состоится, человек должен уехать с трофеем. Сто курток не наденешь – неудобно двигаться. Так что термобелье обязательно. Благо сейчас выбор под любой запрос. Тут важно понимать специфику: если охота с вышки – будешь долго сидеть, по 5 часов почти без движения, тогда нужна многослойность и термобелье для низкой физической активности, на флисовой основе. Если охота ходовая – нужна термуха для активного отдыха и легкая. Термобелье при этом должно в первую очередь отводить влагу, чтобы кожа дышала.
Сколько пройдешь – зависит от сезона, если это осень, то километров до 20, зимой по снегу до 10 километров. Надо понимать, что зимой в лесу голыми ногами не пройдешь – буквально утонешь в снегу, глубина снежного покрова в нашем регионе может достигать метра. Так что человеку, выезжающему на охоту в зимний период, обязательно нужно иметь охотничьи лыжи. Без наворотов и не за космическую цену – это не горнолыжный курорт. Самые классические деревянные, линейки «Охотник», хорошо проклеенные и влагоустойчивые, с широким полотном 15 см. Главное – не забыть просмолить перед сезоном скользящую поверхность.
Самое необходимое, без чего нельзя ходить на охоту – это аптечка, фонарь, нож, компас или навигатор. Если с ножом и аптечкой все понятно. То фонарь простой бытовой не подойдет. При охоте с вышки в темное время суток на кабана или медведя на подкормочной площадке, кормовом поле, нужен специальный охотничий фонарь, чтобы его можно было закрепить на ствол оружия. Аккумулятор должен максимально хорошо держать заряд: на вышке в ожидании зверя можно долго просидеть. Nitecore от аккумулятора может работать более 500 часов в минимальном режиме, от батареек – часов 300. Корпус металлический, и важно, что он защищен от вибрации, при отдаче во время выстрела, ну и от пыли и грязи. И конечно, имеет значение дальность и яркость излучения. Если фонарь светит слишком ярко – животное уйдет. Должно быть несколько уровней яркости от максимального к минимальному.
Часто спрашивают, насколько высока вероятность подстрелить другого охотника. Тем более что такие случаи любят тиражировать СМИ. На коллективной охоте, в основном на копытных, где количество участников охоты может достигать 20 человек и более, не редки несчастные случаи, связанные с ранением или даже смертью охотника, поэтому соблюдение требований техники безопасности, умение обращаться с огнестрельным оружием являются основными при проведении таких охот. Я предпочитаю индивидуальную охоту. Однако в некоторых случаях, например, охота на лося на реву, когда такая охота проходит с клиентом или гостем, необходимо держать связь между собой, тут на помощь приходят рации, оснащенные гарнитурой, которые позволяют корректировать действия охотника, а использование гарнитуры позволяет минимизировать вероятность спугнуть осторожного зверя.

Мобильные телефоны тут не годятся: покрытие сотовой сети в лесу не везде и связь бывает не постоянной, во-вторых, телефон в самый ответственный момент может зазвонить или завибрировать, что неминуемо испортит охоту. Хорошая фирма, производящая рации – Baofeng, они много лет выпускают средства связи для любителей активного отдыха. Корпус у раций из специального пластика – не скользит в руке. По величине прибор небольшой, но экран информативный. Правильная рация идет в комплекте с аккумулятором, гарнитурой, зарядным устройством, шнурком на запястье и клипсой для крепления – все максимально продумано. Можно принимать сигнал одновременно на двух частотах, дальность действия большая, есть встроенный фонарь.
У меня был случай лет 15 назад при охоте на лося вдвоем с отцом: обошли зверя, я встал на номер, а он ушел в загон. Занял позицию на квартальной просеке шириной около четырех метров, приготовился и стал ждать по рации команды к началу загона, по моим подсчетам, должно было пройти минут 30. Простояв около 15 минут, замечаю в стороне, в лесу, метрах в 70 от меня, движение. Перевожу взгляд и по силуэту узнаю отца: коричневая суконная куртка, за спиной карабин, он идет по лесу в моем направлении и через несколько метров уже выйдет на просеку. Я расслабился и подумал, что зверь вышел из оклада, а он, чтобы сократить обратный путь решил срезать через лес и выйти на меня. Но вот силуэт выходит на открытое место и «превращается» в крупного самца лося с массивными рогами. В тот день фортуна была на стороне лося, а этот случай навсегда остался в моей памяти. Хорошо, что с собой были рации, связались, рассказал о ситуации и на этом закончили охотничий день.
Вообще, как я люблю повторять, нужно все продумывать до мелочей. Я люблю качественные вещи, и это касается не только охотничьего снаряжения. Даже термос должен быть технологичным. Охота для меня – это не столько цель добыть зверя, сколько отдых. С собой, конечно, беру перекус, горячий чай. Приятно же, когда зимой долго ходишь, мерзнешь, а у тебя кипяток в термосе. У меня настоящий «арктический», тепло держит больше 30 часов, проверено в реальных условиях. Тут тебе и кружки объёмом 400 и 450 мл, и отделение для чая и сахара. Мелочь, а приятно. Все-таки современному человеку нужен комфорт.
И, возвращаясь к разговору об автомобиле, могу сказать то же самое. Удивительно, что больше можно не выбирать между практичностью и удобством. Замерз в лесу – сел в автомобиль, печка греет так, что через несколько минут в машине уже комфортная температура, даже если на улице мороз за 20 градусов. Вот в таком комфорте можно и обратно ехать. Заехал на новенькой «Ниве» в лес, через поле вообще без проблем. Раскатал площадку, ни разу не забуксовал. Раздатка помогает справиться с бездорожьем.
На улице стемнело, в поле особо нюансы не разглядишь. Но не покидает ощущение уверенности, что куда бы ни заехал – выберешься без проблем, готов к любым неожиданностям. Ветки, кочки не пугают – у «Нивы Трэвел» новый пластиковый обвес, весной и осенью будет очень кстати. Еду по темноте – фары идеально освещают дорогу, обзорность у автомобиля отличная, передние стойки не мешают обзору. Не хочется отдавать машину, уже освоился, привык. Безопасное, эстетичное авто, мотор тянет уверенно – чувствую, что нашел идеальный для себя вариант.
Редакция PRO Город выражает благодарность
за помощь в подготовке материала герою публикации Михаилу Долгих, партнерам проекта автосалону «Лада» на Пугачева, 32,
спортивному магазину «Олимп»,
магазину полезной электроники «Алми»
«LADA» на Пугачева, 32
«Олимп», спортивный магазин
«Алми», магазин полезной электроники
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru