"Носишь модное и зациклен на бытовухе? Ты только имитируешь жизнь": интервью с философом Николаем Коротковым

"Носишь модное и зациклен на бытовухе? Ты только имитируешь жизнь": интервью с философом Николаем Коротковымфото из архива Николая Короткова

Николай Коротков поделился, как стал философом и почему эта сфера деятельности так важна для общества

15 ноября признан Всемирным днем философии. День философии был провозглашен конференцией ЮНЕСКО в 2005 году в Париже. 

В честь этого праздника мы пообщались с кандидатом философский наук, доцентом, автором трактата "Онтология и философия фантастики" (2014 год) Николаем Владимировичем Коротковым. 

Пожалуй, о предрасположенности к философии свидетельствовал мой интерес к ситуациям, которые не совпадают сами с собой.

Как-то, придя домой (это были "лихие 90-е", про которые мои нынешние студенты хорошо знают из клипа Монеточки), я увидел стол, накрытый по-праздничному: на нем были выставлены все деликатесные консервы, припасенные для особо торжественных случаев. Спросил маму, что отмечаем. Оказалось, что просто холодильник пустой и все запасы кончились. Дальше только штукатурка со стен. То, что выглядело как праздник, на самом деле было тем самым наступившим "песцом".

Подобные ситуации во мне отзывались почти мистическим чувством. Они многим знакомы, но не все их воспринимают как поэт Маринетти, который после ранения в пах, валяясь в полузасыпанной траншее, вдруг поймал себя на мысли, что наконец-то начал впервые "по-настоящему ощущать окружающие предметы, их внутреннюю сущность". Кто ловил себя на подобных мыслях в подобных ситуациях, тот – стихийный философ.

Культура – это наши опредмеченные мысли.

И если у нас мышление безалаберное, слабое, то и культура будет неблагополучной, дороги убитыми… Как можно реформировать что бы то ни было, политику изменять, экономику, если мы мыслить не умеем? Спрашиваем – зачем философия? За всем философия.

Философией можно зарабатывать.

Недавно в Сети наткнулся на сайт прикладной философии, где недельное сопровождение клиента прикладным философом (две консультации по электронной почте и, кажется, одна беседа по скайпу) стоит около 5 тысяч. На Западе эта сфера очень развита (общее представление о таких "прикладных" или "практических" философах дает, например, недавний бестселлер Ирвина Ялома "Шопенгауэр как лекарство", у нас пока только проклевывается – медленно, но верно.

Один коллега как-то поинтересовался у меня, правда ли, что я называю студентов "унитазными ершиками".

Яркий пример того, как "усваивается" лекция студентами, которые слушают ее краем уха, уткнувшись в мобильники!

Вот что я говорил на самом деле (речь шла о постулате экзистенциалистов о том, что сущность человека не предшествует существованию): "С этой точки зрения подлинной личностью является далеко не каждый человек – даже если он успешен в обществе, богат и знаменит. Каждый человек лишь в той мере личность, в какой он принимает решения за себя, а не ноет: "Я не хочу ничего решать!" Чем меньше ты сам за себя решаешь, тем меньше разница между тобой и любой вещью, например тумбочкой или, скажем, унитазным ершиком: ведь вещи сами не принимают никаких решений – где им находиться или чем заниматься – они целиком зависят от воли человека. Поэтому если живешь с оглядкой на других, носишь только то, что модно в этом сезоне (потому что кто-то, кого ты в глаза не видел, отчего-то решил, что это "цвет сезона" и прочее), если зациклен только на бытовухе, то ты "неподлинная личность" (неаутентичная личность), то есть ты и не живешь вовсе, а просто имитируешь свое существование".

Но, видимо, кто-то узнал себя в этой характеристике и решил оскорбиться. А вообще со студентами очень интересно на лекциях, и подобные случаи, скорее, исключения, которые в общем букете эмоций от преподавательского труда добавляют свой, кислосладкий оттенок.

Беситься, как и, скажем, обижаться – непродуктивно для мысли.

Когда носишь в голове "не то, что нужно" вместо того, чтобы это вытряхнуть, то все твои мысли просто постепенно "провоняют" ненужным и скиснут.

Завидую тем, кто находит время на чтение книг!

В данный момент меня волнует, что календарь на смартфоне не хочет открываться, смертельно оскорбившись на то, что я не дал ему доступ к своим фото и видео. В философии ведь важен не масштаб события, а масштаб его осмысления; можно и сливной бачок выставить в просвет бытия: так, что вода из него станет метафорой реки времени. Казус с телефоном, например, заставляет задуматься об условности границы между человеком и обществом в цифровом мире – весьма насущная философская проблема, не так ли?

Любить лучше не теории, а людей.

...

  • 0

Популярное

Последние новости