Авторы «Технологики» о том, как создать бизнес на викторине, придумать самый сложный вопрос и не сойти с ума

Авторы «Технологики» о том, как создать бизнес на викторине, придумать самый сложный вопрос и не сойти с умафото Елизаветы Серегиной

Игорь Хазов и Никита Коровкин рассказали, что происходит за кулисами одного из самых популярных квизов в Кирове

Год назад в Кирове появилась «Технологика». Это интеллектуальная игра: вы собираете команду и два часа веселитесь, отвечая на интересные вопросы, соревнуясь с другими командами. Интеллектуальных викторин много, но «Технологика» особенная. Здесь нет бланков и вопросов на экране, а задания приходят в смартфон через «Телеграм».

«Технологику» придумали два друга – Никита Коровкин и Игорь Хазов. Мы поговорили с ними о том, почему квизы/викторины в Кирове так популярны, можно ли на них заработать, зачем им «Телеграм», из-за какого-то вопроса игроки разделились на два лагеря и от чего у ребят до сих пор мурашки по коже. 

Чем вы занимались до того, как придумали «Технологику»?

И.: Я работал в «Росвидео», был менеджером и чуть-чуть продюсером. Все было отлично, меня все устраивало, но через год я понял, что усидеть на двух стульях нереально. Я ушел и остался только с «Технологикой».

Н.: А я занимался и занимаюсь ведением и организацией мероприятий, пока получается совмещать.
Одновременно я работаю режиссером в доме детского творчества «Вдохновение», ведущим event-агентства «INVITE», а «Технологика» – это дело, которое занимает все свободное время. «Технологика» – это наше основное детище, в котором заинтересованность максимальная.

Какой была самая первая «Технологика»?

Н.: До первой официальной игры (12 апреля), на которую команды были приглашены за деньги и уровень ответственности был очень высок, мы организовали игру «для своих». За несколько дней до старта мы собрали в гриль-баре «Конюшня» максимально лояльную аудиторию, наших знакомых и друзей. На тот момент у нас еще не было понимания, что из этого в итоге получится. С «Конюшней» были рабочие, дружественные отношения. Так как я работаю в агентстве «INVITE», со многими банкетными менеджерами сложились хорошие отношения. Это не было проблемой. Для них мы не выглядели как непонятные чуваки с улицы, которые хотят прийти с непонятной игрой.

И.: Это была нулевая игра. Бета-тестирование. Для нас это тоже был кот в мешке, репетиция. Да, на первой игре было 10 команд.

Как вы нашли эти 10 команд?

Н.: Здорово, что мы с Никитой не затворники. Пригласили друзей.

И.: Это первое правило: попробовать сначала на друзьях. Есть контакт, телефонная книга, вот с этого и начинали.

Когда вы начинали, сколько вас было?

И.: Я, Никита и Алексей Воробьев — наш главный и единственный разработчик :) Сейчас шестеро: у нас есть Ксюша, которая общается с капитанами команд и ведёт наши соцсети, есть Маша — соавтор, она пишет 7 раундов из 10, 3 раунда пишу я. Мы, кстати, постоянно находимся в поиске авторов. Вот, например, недавно написала нам Лена Суворова из команды «Аренда ковров», она придумала два вопроса, которые мы уже взяли в игру.

И шестой в нашей команде — Женя Воронцов, это друг и помощник Леши. Он «техподдержка» нашей игры, виртуально присутствует, админит игры.

Фото первой игры - "Любимая игра Бендера" в "Конюшне".

Как вы разработчика нашли?

И.: Когда мы с Никитой все обсудили, мы поняли, что нам нужен третий. И поначалу мы хотели обратиться в компанию, которая напишет нам бота. Но подумали, поняли, что нужен человек, который будет в команде, который будет заинтересован в результате, а не в деньгах. Стал листать страницы «Вконтакте» своих друзей. Нашел случайно Леху. На аватарке стояла фотография, где он в футболке «Я программист», причем «Я» шрифтом «Яндекса». У меня таких друзей больше не было. Я подумал, что, если человек готов так рассказывать о своем деле, значит, он действительно его любит. Встретились, оказалось, что он студент крутой, олимпиадник, ездит на всероссийские, международные олимпиады по программированию. Лехе сразу понравилась идея. Это было в начале марта 2017 года.

Долго вы писали бота?

И.: Месяц. Можно сказать, что он до сих пор пишется. Если те команды, которые играют сегодня, возьмут паузу и придут через несколько месяцев, они, возможно, игру не узнают. Мы постоянно растем и развиваемся. Если говорить про остальные кировские квизы (интеллектуальные игры), они, по сути, архаичны, статичны. Особенно франшизные.

Н.: Мы постоянно обновляем бота, добавляем новые раунды, создали чат, где с участниками обсуждаем итоги, прислушиваемся к их мнению и исправляем ошибки. Мы в этом плане гибкие. Что уж говорить, мы даже название поменяли.

А какое название первоначально было?

И.: «Любимая игра Бендера». Мы держались на нем первые полгода. Нам нужно было название, его не было, в итоге волевым решением...

Н.: Прикинь, мы уже придумали игру, уже начинаем приглашать людей, а названия нет. В итоге из пяти вариантов выбрали «Любимая игра Бендера». Просто потому, что ждать было больше нельзя, времени не было. Худшее занятие — это придумывать к чему-нибудь название.

И.: Практически сразу после «Бендера» мы начали думать над новым названием, потому что это какое-то местечковое, но позволило нам успокоиться, стартовать. Мы знали, что через полгода проведем ребрендинг и все поменяем. 

Н.: Помню, летом отыграли серию, в очередной мозговой штурм придумали название, которое всем очень понравилось – «Игры столов». Аналогия с «Игрой престолов». И на одном из наших финальном штурмов кто-то сказал: «А велика ли разница: раньше вы были «Игрой Бендера», а теперь станете «Игрой столов»?» Поняли, что не то. Были варианты: «Электроника» – но напиши в поисковике это слово и 100 результатов про бытовую технику, «Ума палата» – но такой квиз уже есть, «Кот да Винчи» – «Вконтакте» есть паблик на 300 тысяч человек. Все названия подобных викторин крутят одну и ту же тему, мозги, интеллект. Несколько раз находили крутые названия, а они уже есть в квизах. А ведь мы заходили в нишу, в которой уже достаточно много игр, и хотели, чтобы название было узнаваемым. Мы были зажаты в рамках того, что название должно отражать те или иные вещи, которые у нас есть: телефон, «Телеграм». Поиски названия я до сих пор вспоминаю с содроганием, в то время это очень сильно на нас давило.

Сколько вам нужно времени, чтобы придумать все раунды для игры?

И.: Два дня, если запереться и никуда не выходить. При этом надо иметь хороший интернет и много терпения. Приведу пример. У нас был фотораунд-разминка. И я решил запариться, возникла идея: найти картинки созвездий, которые в гороскопах используют. Чтобы игроки по картинке их разгадывали. И оказалось, что картинок в единой стилистике нет. Я безуспешно потратил около пяти часов, чтобы их найти. После этого установил приложение, оно называется «Стилариум» – это телескоп звездного неба. И только с помощью него, с помощью принтскринов все удалось. В общем, шесть часов я готовил один раунд. А всего их 10. Три дня я думал раунд про зависимости. Нужно было расставить в порядке появления стереотипы о России. У каждого задания есть особенности, но все они должны попадать под критерий — чтобы быстро не гуглились. 

Много ли было вопросов, на которые ни одна команда не смогла ответить?

Н.: Недавно была игра, которая получилась, возможно, сложнее, чем обычно. Мы стараемся собирать игру таким образом, чтобы 70 процентов вопросов разгадывались.

И.: Вопросы не должны быть слишком умными. 50 процентов заданий можно разгадать логически. Среднестатистическая команда за игру может собрать 30 баллов. Мы не предъявляем супертребований к знаниям. Суть игры — получать удовольствие, даже если не победил. Я, например, получаю удовольствие, когда путем каких-то логических рассуждений дохожу до правильного ответа.

Н.: Когда вы думаете над ответом, узнаете правильный и понимаете, что можно было догадаться — это тоже крутые эмоции. Я точно знаю, что мы продаем — эмоции. Не вопросы, не призы, не чемпионство.

И.: Как мне кажется, сейчас растет поколение игроков. Если посмотреть на наше детство, увидишь поколение игр в карты, в шахматы, в «Пекарь», у меня еще был «Пекарь» — отличная игра. Ты никогда не играла? Короче, это мужская игра. Берется бутылка с песком. Смысл игры с определенного расстояния попасть палкой в бутылку. Самое главное было найти свою счастливую палку. Я это все к тому, что детство у нас было игровым. Тогда уже появились гаджеты: «Тетрис», «Электроника», «Тамагочи», все время играли. Для меня как для представителя поколения важен процесс игры. Прелесть в том, что тебя игра на несколько часов забирает из агрессивной среды, особенно в Кирове.

Вы помните самый сложный вопрос?

И.: На днях был спорный случай. Темой финального раунда была бионика. Это когда мы у природы подмечаем какие-то особенности и используем их потом в инженерных новаторских решениях. Вопрос был про жуков. Команды поделились на два лагеря и спорили из-за того, что считать правильным ответом.

Жуки, обитающие в пустыне Намиб, по утрам забираются на гребни высоких дюн, приподнимают свое брюшко по направлению к ветру и опускают свою голову вниз. Таким образом они собирают воду. Эти жуки подсказали людям способ получения питьевой воды в засушливой местности. А из чего они её получают? Правильный ответ в конце интервью.

Н.: Там был спор в стиле: правильный ответ «Москва», но ты говоришь «Россия».

У вас есть какой-то тест перед игрой, чтобы понять, зайдут вопросы или нет?

Н.: Мы пробуем все на себе. И кстати, ходим на другие игры.

Есть ли у вас авторские права на игру?

И.: Мы подали заявку в «Роспатент», сейчас ждем подтверждения на регистрацию товарного знака. Надо еще годик подождать, тогда он будет наш. Мы понимаем, что такая, на первый взгляд, условность необходима. Как и необходима своя музыкальная тема игры, логотип, брендирование.

Н.: Дьявол кроется в деталях. Есть пример. Я ходил на квиз с командой друзей. Нам вручили стопку, бланков и еще каких-то маленьких бумажек. Но нам не дали ручку. Представляешь, организаторы даже не подумали, что ручек-то у нас, возможно, и нет. В итоге взяли одну у официанта и еще одну нашли. Я считаю, что подобные мелочи формируют общее отношение. У нас игра в «Телеграме», люди ответы на бумажках не пишут, но мы всегда кладем две-три ручки на стол, потому что знаем, что хотя бы порисовать кому-нибудь захочется.

Сколько вы зарабатываете на одной игре?

И.: В среднем, если к нам придет 100 человек, то мы заработаем около 10 тысяч на троих. Учитывая все расходы.

Н.: В прошлом году работали вообще без прибыли. Как бы это парадоксально ни звучало, у нас, возможно, диджей и фотограф за год больше заработали, чем мы.

И.: Но у нас есть цель, сделать игру действительно крутой, чтобы кировская игра стала всероссийской.

Н.: Да, мы не хотим только проводить игры два раза в месяц и иметь с этого какую-то сверхприбыль. Помимо этого, мы открываем франшизное направление, заходим во второй город — в Пермь, регулярно проводим корпоративные игры, как минимум один клиент в месяц у нас есть.

Про корпоративные игры расскажете? Я знаю, у вас была игра миллионеров.

И.: Да, это была игра для Сбербанка. 

Н.: К нам на игры ходит в основном молодежь, 25-35 лет. А там были совершенно другие люди, взрослые, состоятельные.

И.: Поначалу они были очень холодно настроены. Потихонечку разговорили, и они втянулись. В финале за призовые места раздавали значки. Был один мужчина, который до этого дико возмущался по поводу одного из вопросов. Мы подумали, что ему игра не понравилась. А в итоге попал с командой в тройку, а значок где-то потерял. И потом мы ему значок специально через менеджера Сбербанка довозили, потому что он позвонил и сказал, что он ему очень нужен – внукам показать. Если ты открытый к новому и не держишь в голове ненужных шаблонов, что викторина – это скучно и неинтересно, а телефон – это стресс и сложно, то игра затянет, однозначно.

Н.: Всего мы сделали четыре игры для Сбербанка, с нами играли «Хлынов», «Первый городской», «Tele 2», Coffee Like, делаем мероприятия вместе с Дворцом молодежи. Одна игра стоит от 25 тысяч рублей.

Почему открываетесь в Перми?

И.: Потому что Пермь захотела, они сами на нас вышли. Один из ребят из Перми, другой живет в Кирове. Они сходили на нашу игру и заинтересовались. Мы почти месяц вели переговоры. 28 марта прошла первая пермская «Технологика».

Фото первой "Технологики" в Перми

Какие еще планы?

И.: Я боюсь спугнуть, потому что идея лежит на поверхности. Мы сейчас подсоединяем Пермь, думаю, в мае устроим битву городов. Наша платформа позволяет рассылать вопросы синхронно. Почему бы не проводить игру сразу на два города в виде стрима. Например, устроить батл между 20 лучшим командами Перми и 20 лучшими из Кирова.

Н.: Разница только в том, что в Кирове соберутся в 17, а в Перми в это время будет 19 часов, все. Представь, как это круто. Ты играешь с командой, вы играете регулярно, у вас получается, вы оказываетесь в десятке лучших. А потом мы вас приглашаем пободаться с такими же лучшими из Перми. Чувствуешь себя уже немножечко спортсменом в ритме обычной жизни. Трансляция, которую вы для нас вели, стала таким показателем. Если только в Кирове посмотрели 18 тысяч раз, что будет, когда мы захватим два региона.

И.: В итоге мы хотим сделать такое интерактивное шоу в интернете.

Какие темы для вопросов самые популярные у команд?

Кино, музыка, спорт. Периодически делаем какие-то вопросы, связанные с Кировом, Кировской областью.

Вы помните самую неожиданную реакцию игроков после раунда?

Н.: Самые крутые эмоции, когда команды на последних секундах финалки отвечают правильно, все успевают и так выигрывают. Такое происходит довольно часто. Финалку обычно берут 30 процентов команд, условно 5 из 15. И представляешь, насколько им ценно на последних секундах дать правильный ответ.

И.: Надо объяснить: финальный раунд состоит из трех заданий. Ты делаешь ставку от 1 до 7 баллов. И получаешь эти баллы, если отвечаешь правильно на все три вопроса.

У вас есть команда вечный лидер – «Делегаты делегировали». В чем их секрет, почему они постоянно побеждают?

И.: Кроме того, что они умные ребята, они рассуждают в команде. Это очень важно: рассуждать, а не гнаться за бонус-баллами.

Н.: У «Делегатов» была крутая игра, когда первую половину они шли последними. И в итоге они смогли рывками попасть в тройку. Я с ними играл однажды в другой квиз. У них очень хорошо подобрана команда, сбалансирована. Есть узконаправленные спецы, которые отвечают за конкретные категории вопросов. И они умеют вовремя отключаться. Когда мы играли, в одном из раундов была тема «Русский язык». И Ваня сразу: «Так, ребята, я сюда даже соваться не буду» и чик, включаются другие. Они не пытаются сделать вид, что знают все, они доверяют друг другу.

Вы изучаете много разной информации при подготовке к игре. Это вам помогает в обычной жизни?

Н.: Мне игра идет на пользу. За время, пока мы делаем игру, я стал больше интересоваться вещами, которые раньше меня не особо заботили. Сильно расширился кругозор. В компании часто что-то обсуждаем и раз – вспоминается интересный факт. Во время путешествий интересно. Я был недавно в Амстердаме, там стоят интересные часы, которые показывают не время, а направление ветра. Знал это благодаря одному из вопросов игры. Пошел специально, чтобы проверить. Оказалось, да, реально показывают направление ветра.

И.: Я и раньше много читал, в какой-то момент упустил. А сейчас игра заменяет чтение. Я чувствую, что как-то подрос в интеллектуальном плане, стал по-другому на некоторые вещи смотреть. Например, вопрос про Only you. Вы знали, что ее никогда не исполнял Элвис Пресли?

Правильный ответ на вопрос про жуков. Половина команд ответили, что из воздуха. А правильный ответ: туман. Жуки расправляют крылья, и там у них оседает вода, так они могут собрать воды до 40 процентов от веса своего тела.

Посмотреть расписание и записаться на ближайшие игры можно здесь. 

...

  • 0

Популярное

Последние новости