Выставка «Блокада и память о ней»

Выставка «Блокада и память о ней»

В 2020 году отмечается 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Блокада Ленинграда является одной из трагических страниц военной истории 1941-1945 гг. Выставка показывает не только события блокадного времени, но также раскрывает историю взаимопомощи и сотрудничества двух городов – Ленинграда и Кирова. Экспозиция выставки, составленная как история борьбы, помощи и памяти, включает в себя документальные фотографии военного времени, работы художников, которые были свидетелями Блокады и отразили ее в своих произведениях, документы, отражающие помощь кировчан Ленинграду, историю эвакуации в г. Киров жителей Ленинграда, предприятий, учреждений культуры и т.п.

Материалы, предоставленные историко-мемориальным музеем «Смольный» являются уникальными документами, показывающие героические будни блокадного Ленинграда. События, полные драматизма и мужества, не могли не отразиться в документальных фотографиях военного времени. Экспозиция, пусть и небольшая по количеству представленных фоторабот, запечатлела «пульс» самой Блокады – течение жизни самого Ленинграда в дни осады; образы ленинградцев, эвакуацию детей, разрушения города, сохранение памятников и как важный итог всех трагических переживаний – радость и надежда, которая присутствует на фотографиях, посвященных восстановительным работам в городе.

С первого дня войны ленинградские художники делали все для защиты города. Но главная их работа – агитационные плакаты. Ленинградское отделение Союза художников получило такую установку от Горкома партии: «Ваше оружие искусство, карандаш. Никто не имеет права отбросить это оружие, оставить его без бойца. Это оружие должно быть в руках художника, потому что оно действительно разит врага и приносит колоссальную пользу делу». Творческое объединение, занимающееся агитационным искусством в это время, получило название: «Боевой карандаш». На выставке представлены плакаты М.Я.. Пейсина, Н.Л. Павлова, В. Б. Пинчука, С. М. Мочалова. Плакаты военного времени формировали общественное мнение, вселяли в жителей города веру в победу, выполняли практические функции: учили предотвращать пожары в городе, укрываться в щелях-траншеях и т.п.

Память о трагических событиях жизни блокадного города и героизм людей, не сдавшихся врагу, обеспечивающих Ленинград продовольствием, защищавших город, боровшихся за жизнь, увековечена в мемориальных комплексах, памятниках. На выставке представлены проекты памятников мемориального комплекса «Зеленый пояс Славы».

Тема Блокады нашла отражение в творчестве многих советских художников послевоенного времени. На выставке представлены работы художников-графиков из собрания Вятского художественного музея, которые были непосредственными свидетелями блокадных событий: И.С. Астапов, С.С. Боим, А.Ф. Пахомов, Л.С. Хижинский.

Графика периода Великой Отечественной войны занимает особое место в творческом наследии Ивана Степановича Астапова. В 1943-1945 гг. он создает цикл автолитографий «Военный и послевоенный Ленинград», в которых передает горечь трагической атмосферы Ленинграда. В 1945 г. было издано 15 автолитографий, 10 из которых представлены на данной выставке.

Леонид Семёнович Хижинский в 1944-1949 годы выполнил серию ксилографий «Пригороды Ленинграда, разрушенные фашистами». Суровые и поэтические работы, небольшие по формату, создают особый элегический образ известных памятников архитектуры Петергофа и Павловска. Израненные здания, опустевшие парки, величественные деревья молчаливо хранят память о военных днях.

Свою ленинградскую летопись военного времени создает Алексей Фёдорович Пахомов. Создание значительного художественного образа – одна из задач, которую художник ставит перед собой, создавая свои литографии военного периода. Свидетель Блокады, художник ставил документальность одним из первых условием своей работы, но отнюдь не главным. Создавая работы, представленные в экспозиции выставки («Раскрытие Медного всадника» и «На крыше Зимнего дворца»), Алексей Фёдорович отмечал, что «самым главным желанием было создать изобразительную песню, поэму о старательных, выносливых и скромных наших девушках и о нашем не раз воспетом во всех видах искусства прекрасном городе».

Впервые в стенах Вятского художественного музея показываются работы Соломона Самсоновича Боима («Хлеб», «Матросский патруль», «Ленинградское небо»), поступившие в музей в 2019 году из Международной конфедерации Союза художников России. Уже в 1944 году в Москве пройдет персональная выставка художника, посвященная Блокадному Ленинграду. К  этой теме Соломон Самсонович будет обращаться на протяжении всей свей жизни. Работы, представленные на выставке, созданы в начале 1970-х годов. Но они передают те же эмоции и чувства, которые были свойственны работам художника военного времени.

Блокадный Ленинград стал темой и для поколения художников, чья творческая история началась в послевоенное время. Олег Геннадьевич Кукушкин создает серию автолитографий «Ленинград-1942». Два эстампа из этой серии представлены на выставке («Дорога», «За водой»). Он обращается к самому драматичному периоду блокадного времени – 1942 год, когда от голода и холода погибла большая часть жителей, оставшихся в городе. 

Архивные материалы, предоставленные Государственным архивом Кировской области, документально показывают историю помощи и поддержки жителей г. Кирова блокадному Ленинграду, эвакуации ленинградских предприятий, учреждений культуры, детских домов в г. Киров. Среди списков людей творческих профессий из других городов, проживающих в г. Кирове во время войны, мы встречаем имя Евгения Ивановича Чарушина. Художник приехал из Ленинграда на родину и активно сотрудничал с Кировским областным драматическим театром им. С. М. Кирова. На выставке представлены эскизы декораций и костюмов к спектаклям «Тристан и Изольда» и «Осада Лейдена», выполненные в военные годы.

Экспозиция «Блокада и память  о ней», посвященная Блокаде Ленинграда, своеобразная дань памяти простым ленинградцам и вечному городу на Неве, несломленному и непобежденному.

  • 0

Популярное