«Лебедь, Рак и Щука» в одной упряжке городского ЖКХ

«Лебедь, Рак и Щука» в одной упряжке городского ЖКХwww.ocenchik.ru

Жилищно-коммунальная система за последний приблизительно десяток лет накопила массу противоречий и нерешенных вопросов, а постоянные изменения и выход новых законов только увеличивает их количество

Как сделать так, чтобы «ужас ЖКХ» не стал инфоповодом для возникновения очередного мифа о России наряду с  разгуливающими по улицам медведями-балалайщиками в валенках? Как решить самые болезненные проблемы в законодательстве, вывести из заблуждения по поводу действующей системы ЖКХ общественность и возможно ли создать в отрасли бесконфликтные отношения хотя бы в пределах нашего небольшого города? 

Бесспорно, во главе угла стоит несовершенное законодательство. В отдельных странах Запада, например, можно приобрести пакет документов, которые устанавливают правила поведения в работе. Если им следовать, то и налаженный процесс получишь, и при этом не попадешь в сложные ситуации. А у нас исполнение отдельных установленных правил зачастую может привести к краху. Целью любого нормативного акта является урегулирование процессов, устранение возникающих недостатков, а если такой недостаток появляется, то в первую очередь следует выявить причины его возникновения, которые и нужно устранять, то есть бить не по последствиям, а по первоисточнику.

У нас же все делается наоборот. Вместо того чтобы создать эффективные инструменты взаимодействия между участниками всей системы жилищно-коммунального хозяйства с целью обеспечения благоприятных условий для проживания кировчан, вводятся еще более сложные механизмы, которые сталкивают интересы всех участников – собственников, управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций, контролирующих органов. Поэтому возникают ситуации, когда в отрасли все и рады бы работать плодотворно, создавая максимальный комфорт жителям, но на деле это очень трудно реализовать в рамках действующего законодательства, но тут нужно научиться работать слаженно.

Например, раньше были службы заказчика жилищно-коммунальных услуг, которому эти услуги и оплачивались. Следовательно, формирование полного тарифа происходило именно в этой службе, а на муниципалитетах лежала ответственность за регулирование этого тарифа. И если у служб заказчика не хватало денег для расчетов с поставщиками коммунальных ресурсов, то недостатки компенсировали за счет бюджета. Сейчас этот финансовый канал закрыли, а механизмы взаимодействия между участниками отрасли оставили прежние. В результате управляющие компании несут убытки, которые никем не компенсируются. Надо понимать, что УК – это законный представитель владельцев жилья перед ресурсоснабжающими организациями. И если она покупает у РСО, например, сто литров воды, то и оплатить она должна именно эти сто литров. Из-за транзитных платежей возникают проблемы, так как приходится нести ответственность за своевременную оплату жителями этих услуг, а население даже в самые благоприятные для страны годы не готово вовремя платить за потребленные услуги в полном объеме, несмотря на то, что Жилищный Кодекс РФ обязывает всех собственников, пользующихся жилищно-коммунальными услугами, своевременно их оплачивать. И начинается конфликт интересов: поставщики коммунальных услуг, вопреки изначально заложенному в своем тарифе проценту на расходы по сомнительным долгам, требуют от управляющей компании полной оплаты поставленного жителям ресурса. Управляющая компания, чтобы рассчитаться с РСО, судится с жильцами, которые не хотят оплачивать свои долги. Ведутся судебные разбирательства, в ходе которых закон, в силу своего несовершенства, встает на сторону РСО или недобросовестных плательщиков (ну не имеет дохода человек в силу каких-либо обстоятельств!), но никогда на сторону управляющей компании, забывая, для какой изначально цели она создана. В результате управляющая организация, помимо недополученных средств от населения, несет значительные расходы по оплате штрафов, пеней, судебных издержек, что ведет к вынужденному урезанию объёма оказываемых услуг по обслуживанию жилого фонда, в т.ч. для добросовестно платящих собственников, а также к искусственному росту тарифа на содержание и текущий ремонт многоквартирных домов. Поставщики, управляющие, собственники – все хотят защитить свои интересы, каждый «тянет одеяло на себя». С одной стороны, РСО требуют от управляющей компании оплаты за поставленный населению ресурс в полном объеме, с другой стороны, собственники заваливают УК жалобами о некачественном обслуживании, а управляющая компания, в свою очередь, вынуждена в одиночку каким-то неизвестным образом изыскивать средства, в том числе обращаясь за кредитами или же рассчитываясь с кредиторами за счет содержания жилья, решать все наваливающиеся на нее проблемы. И такое положение дел складывается не только в одном отдельно взятом городе, а везде, где отсутствует согласованность действий всех сторон процесса.

Кстати, парадокс заключается в том, что, согласно анализу, больше всего жалуются и высказывают недовольство работой своей управляющей компании самые злостные неплательщики. Например, сравнительно недавно к нам неоднократно обращалась одна из жительниц дома по ул. Свободы. Претензии у данной собственницы были буквально ко всему: подъезд без ремонта, старая кровля, да и фасад давно должны  были обновить. Но, как оказалось, у одной только этой недовольной жительницы долг за квартплату более 120 тысяч рублей - на эту сумму управляющая компания могла бы выполнить работы по косметическому ремонту не одного, а нескольких подъездов! И аналогичных примеров не один и не два. Таким образом, получается своеобразный замкнутый круг: позиция собственника – «платить не буду, все равно ничего не делают», а УК попросту не хватает средств, которые ежемесячно вносят ответственные плательщики, на выполнение тех или иных видов работ. Неудивительно, что возникает напряжение, отношения между участниками процесса становятся далеки от доброжелательных.

К сожалению, существующую проблему усугубляют и иные причины. «Деловые люди», совершенно далекие от жилищно-коммунальной сферы, видят, что в ЖКХ на сегодняшний день отношения не урегулированы, там бардак. Не гнушаясь воспользоваться неразберихой, они вводят жителей в заблуждение, создавая управляющие компании-«однодневки» и без зазрения совести обещают «золотые горы». Затем через год-полтора создают еще несколько компаний-«близнецов», в которые под управление переводятся многоквартирные дома из прежней УК. Неизвестно, когда будет остановлен этот бесконечный процесс «клонирования» и мыльный пузырь обмана, наконец, лопнет… 

 Подводя итог вышесказанному, следует еще раз повториться: чтобы найти выход из сложившейся и отнюдь не позитивной ситуации, нужно приложить совместные усилия и попытаться скоординировать и обеспечить прозрачность и понятность действий всех участников этих отношений, которые, в свою очередь, должны помнить: что что бы сегодня ни происходило «наверху», им следует научиться выживать «внизу» для того, чтобы выйти из сложившейся ситуации на уровень развития.

Война – это все-таки дорогое удовольствие, в которой проигравшим, к сожалению, на сегодня всегда оказывается собственник.

Телефон:  248-401

...

  • 0

Популярное

Последние новости